Древние египтяне верили в воскрешение душ и потустороннюю жизнь. Это верование подкреплялось окружающим их миром – каждый вечер Солнце заходило на западе, и каждое утро перерождалось на востоке, новая жизнь пробивалась через ростки, проросшие сквозь землю, луна сокращалась и увеличивалась. Пока сохраняется порядок, все в мире взаимозависимо, и жизнь после смерти, по-видимому, тоже должна подчиняться определенным законам. Так, например, тело должно пройти процесс мумификации и храниться в могиле, оформленной соответствующим образом и содержащей все необходимое для жизни в потустороннем мире.
Древняя мумия
Именно так хоронили древних до изобретения более совершенного способа мумификации.
Процесс мумификации – консервации тела – был описан в древних Текстах пирамид: со смертью Осириса – бога мертвых – вселенную поглотил хаос, а слезы богов превратились в материалы, чтобы мумифицировать его тело. Эти материалы включали в себя мед, канифоль и ладан.
До возникновения мумификации, телу умершего предавали позу зародыша и клали в яму, вместе с личными вещами (например, украшениями и глиняными горшками). Яму закапывали песком, который поглощал всю воду из тела, тем самым сохраняя его. Иногда захоронения обкладывали глиняными кирпичами и покрывали крышей, а покойников одевали в животную шкуру или предавали земле в глиняном сосуде, корзине или деревянных гробах. «Благодаря» этим способам, разложение тела происходило быстрее, так как тело больше не вступало в контакт с песком. Для того, чтобы решить эту проблему, внутренние органы умерших стали извлекать из тела, а внутрь клали иссушающие субстраты для мумификации.
Канопы
Канопы: на крышке каждого сосуда изображен один из четырех сыновей бога Гора. Божество с человеческой головой, Имсети, охраняло печень; Хапи, бабуин, был хранетилем легких; Дуамутеф, шакал, защищал желудок; Кебехсенуеф, ястреб, заботился о кишках.
Процесс мумификации стали практиковать в Египте с 2400 до н.э. вплоть до Греко-римского периода. Во времена Древнего Царства люди верили, что только фараонам суждено познать бессмертие. Однако, около 2000 до н.э. воззрения изменились: каждый мог попасть в загробный мир, при условии, если его тело мумифицировано, и соответствующие предметы присутствуют в гробнице. Но, так как мумификация была далеко не всем по карману, воспользоваться этим преимуществом могли только состоятельные люди. Хотя мумификация и не была обязательным условием для воскрешения души в потустороннем мире, вероятно, ее рекомендовали как наиболее верный способ достижения цели. Также, для того чтобы помочь усопшему совершить успешное перемещение в мир иной, использовались молитвы в Книге Мертвых.
Искусство мумификации усовершенствовалось в Третьем Переходном Периоде (1070-712 до н.э.). Около 450 до н.э. (Поздний Период), греческий историк Геродот задокументировал процесс:
Материалы для мумификации
Материалы, используемые в процессе мумификации: 1. ткань 2. опилки 3. лишайник 4. воск 5. канифоль 6. натр 7. лук 8. нильская грязь 9. подушки из ткани 10. ладан
Железным крюком через ноздри извлекали возможное количество мозга, то, что оставалось после извлечения, растворяли специальными смесями. Затем, делали узкую щель в боку… и удаляли все внутренние органы. Брюшную полость тщательно вычищали и мыли… После этого, брюхо заполняли толченым миром, кассией и другими ароматическими субстанциями, кроме ладана. Затем разрез зашивали, а тело покрывали натром и оставляли его на 70 дней, не больше. Когда период хранения… подходил к концу, тело омывали, а затем окутывали с ног до головы в бинты, порезанные на лоскуты и смоченные канифолью, которая обычно использовалась египтянами в качестве клея.
Боб Бриер, «Египетские мумии»
Натр, или углекислый натрий – дезинфицирующее и влагопоглащающее вещество – был главным ингредиентом в процессе мумификации.
Инструменты для мумификации:
Инструменты для мумифицирования: - крюки для извлечения мозга; - кувшин для масла; - воронка; - нож бальзамировщика
Соединение карбоната и гидрокарбоната натрия (соль и пищевая сода) – натр фактически иссушал тело умершего. Полученный с берегов высохших рек натр помещали вокруг и внутрь тела, обернув материей; тело оставляли в таком положении на 35-40 дней, для того, чтобы влага из плоти испарилась. Благодаря извлечению внутренних органов и набивке брюшной области сухим натром мышечные ткани сохранялись. Затем тело наполняли нильскими грязями, опилками, лишайником и кусочками ткани, чтобы предать ему гибкость. Небольшие головки репчатого лука, или часто подушечки из ткани, использовались как заменители глаз. Начиная с третьей династии, внутренние органы (легкие, желудок, печень и кишки) удалялись, омывались пальмовым вином и специями, и хранились в четырех отдельных так называемых «канопах» – сосудах, изготавливаемых из известняка, кальцита или глины. Прежде содержание брюшной области извлекали, окутывали тканью и закапывали в пол гробницы. Сердце, однако, оставляли внутри тела – считалось, что в нем сосредоточен разум умершего.
После всех процедур тело омывали, окутывали в ткани (около 35 уровней) и вымачивали в канифоли и маслах. Это придавало коже темноватый оттенок. Термин «мумификация» произошел от арабского слова «mummiya», означавшего битум – смоляную субстанцию, которая впервые была использована в процессе погребения во времена Позднего периода. Семья покойного предоставляла сырье для полос тканей, которые изготавливались из старых простыней и подержанной одежды.
Маска мумии
Маска мумии: дерево, покрытое гипсом 500-300 до н.э. Музей Цивилизации Канады
В период Среднего Царства покрытие лица умершего маской стало стандартной практикой. Большинство масок изготавливалось из картонажа (папирус или ткань, покрытые гипсом, вид штукатурки), также использовались дерево, серебро и золото, если умерший был царского рода. Наиболее известная погребальная маска – маска фараона Тутанхамона.
Древние бальзамировщики пользовались скудным набором инструментов, и когда работа подходила к концу, они зачастую оставляли их в гробнице или недалеко от нее. Стандартный набор инструментом включал в себя: нож для разрезания брюшной полости, бронзовые крюки для извлечения мозга, деревянный, похожий на тесло, инструмент для удаления внутренних органов, и воронку для вливания канифоли в брюшную полость через нос.
Египтяне, наряду с людьми, мумифицировали также и животных – практически все виды, от быков и ястребов до мангустов и змей. Некоторые из мумий были найдены в больших количествах, тогда как другие остаются редкостью. Многих животных разводили в храмах, чтобы позднее принести их в жертву богам. Вскрытие тел кошек показало, что у большинства из них была сломана шея, когда им было около 2 лет.
Мумия кошки
Кошки были самыми почитаемыми обитателями древнеегипетского жилища. Они уничтожали крыс и мышей, которые могли бы наводнить зернохранилища, а также помогали при охоте на птиц и рыбалке. В XIX веке большое количество мумий кошек было отправлено в Англию для использования в качестве удобрения.
Практика мумифицирования достигла своего пика в XI и XII веках до н.э. в Фивах, где располагались сохранившиеся и по сей день Луксор и Карнак. Целью мумификации стало сохранение тела невредимым для его транспортировки в загробный мир.